Лещина обыкновенная (Corylus avellana L.)

Для нас, детей войны, лес был источником существенного пополнения нашего рациона за счет ягод, грибов и прочего, но особенно орехов. С каким нетерпением ожидали мы возвращения из леса старших братьев и сестер, отправившихся за орехами! Сколько радости было, когда приходили они с полными рюкзаками и сумками! Интересно было отыскивать среди добычи, рассыпанной для просушки по полу, соплодия с большим числом орехов. Если орехи были спелые, они легко вылущивались из зеленых плюсок с зубчатыми, слегка отогнутыми наружу краями, похожих на царскую корону. Зрелый орех, извлеченный из плюски, словно подрумяненный. В таком орехе ядро большое, сладкое и очень вкусное. В войну мы не знали конфет, поэтому особенно ценили лесные гостинцы.

Когда я впервые оказался в лесу, то полюбил орешник с первого же взгляда. Листья у него овальные, очень похожие на листья ольхи, только чуть покрупнее. Развернутые к солнцу, они создают очень красивый рисунок — листовую мозаику. Красивы у орешника и стебли, покрытые светло-шоко-ладной Корой. Длина их до 10 метров, .они очень прочные и гибкие, поэтому из тонких побегов плетут Корзины, а из толстых — гнут обручи, а мы, мальчишки, часто использовали их для изготовления удилищ.

Лещина обыкновенная (Corylus avellana L.)

В детстве мы знали множество загадок об орешнике: «весь мохнатка, в мохнатке — гладко, в гладке — сладко»; «есть на мне, есть во мне, нагни меня, Сери меня»; «достанешь — гладко, расколешь — сладко»; «росло, повыросло, по рукам покатилось, на зубах очутилось»; «мальчик крошка — костяная одежка»; «чашка маленька, да кашка сладенька».

Древние славяне думали, что тучи, закрывающие небо во время грозы, есть не что иное, как огромное ореховое дерево, а сверкающая молния — быстроногая белка, пробегающая по этому дереву в поисках орехов. Орехи гигантского дерева не простые, они блестят, как чистое золото. Вот откуда, оказывается, попали в замечательную сказку А. С. Пушкина золотые орехи с изумрудной начинкой. Славяне посвящали орешник богу грома и молнии Перуну. Старый славянский миф повествует, будто во время грозы Перун обрывает небесные орехи и грызет их своими острыми зубами.

Древние германцы также с большим уважением относились к ореховому кусту. Они полагали, что плоды его обладают чудодейственной силой:  делают своих владельцев неуязвимыми, могут остановить летящую стрелу, освободить узников от цепей, потушить огонь, укротить бурю, примирить врагов и оказать влияние на исход сражения. Не случайно орехи помещались в могилы умерших вместе с наиболее ценными атрибутами их жизни. Во время посева немцы бросали горсть лесных орехов в высеваемое зерно, полагая, что это приводит к повышению урожая сельскохозяйственных культур.

Но не только плоды приносят человеку счастье. Фантазия народа наделила чудесными свойствами и ветки орешника. Они обладают, например, способностью указывать людям сокровища, зарытые в землю. Немцы готовили «указатель» кладов из однолетнего побега орешника, который срезался при свете луны в Иванову ночь или ранним утром в воскресенье» Чехи пытались разыскивать клады при помощи освященной вербы и трех веточек орешника: одна веточка для отыскания золота, другая — серебра, а третья — водных ключей. А на брачных церемониях ветки орешника служили символом плодовитости. Вот как высоко ценят орешник народы разных стран!

Орешник действительно необыкновенное и очень ценное растение. Он первым из наших кустарников начинает цвести. В начале апреля, когда в лесу еще лежит снег, на опушках, обогретых солнцем, кусты орешника распускают свои сережки, похожие на сережки ольхи и березы. Дотронешься рукой до стебля — и желтое облако пыльцы поднимется над кустом.

Почему же орешник зацветает так рано? Он, как и ольха, заблаговременно подготовился к этому. Сережки появились на нем еще в проиглом году, в самый разгар лета. Правда, в это время они очень малы и зелены, трудно даже разглядеть их в пышной листве. К зиме сережки становятся совсем большими, полностью сформированными, такими и висят до весны, перенося нередко тридцатиградусные морозы. При наступлении тепла сережки орешника очень быстро трогаются в рост. За сутки они вырастают в длину на три сантиметра! Чем суше воздух, тем быстрее удлиняется стержень сережки. Если же погода стоит дождливая, воздух насыщен влагой, то сережки, несмотря на тепло, растут медленно — они как бы пережидают ненастье и откладывают цветение до более благоприятного времени. Длина их достигает десяти сантиметров.

Каждая сережка дает около четырех миллионов пыльцевых зерен. Попробуйте подсчитать общее количество сережек на одной ветке и на целом кусте. А сколько кустов орешника пылит по весне в наших лесах!

Сережки — соцветия муж-ских цветков, они все на виду, а вот женские цветки найти не так-то просто. Поэтому в старину люди никак не могли понять, как же образуются орехи. Ведь плоды других деревьев и кустарников обычно появляются на месте более или менее заметных цветков. Значит, думали люди, цветки у орешника появляются, но очень редко. Вот почему в старину молодежь нередко отправлялась в лес на поиски таинственных цветков орешника. Верили, что того, кто увидит эти цветки, ждет большое счастье на всю жизнь. Мы же теперь хорошо знаем: ничего таинственного здесь нет. Вот они, женские цветки орешника почти целиком спрятаны внутри особых почек. Во время цветения из этих почек вы ляды ва ют лишь малиновые усики — рыльца пестиков. Чем мохнатее пучки рылец, тем больше женских цветков заключено в почке и тем, следовательно, больше будет сформировано орехов в соплодиях. Рыльца предназначены для улавливания пыльцы и появляются несколько раньше, чем начинают пылить мужские цветки. Женским цветкам не нужны яркие лепестки, чтобы привлекать внимание насекомых, ведь орешник опыляется ветром. Еще задолго до распускания листьев, когда и снег-то сошел не полностью, растение спешит справиться с одной из важнейших задач своей жизни — опылить цветки, дать семена.

Мужские сережки успеют отпылить, потемнеть и высохнуть на ярком весеннем солнце и даже частично опасть на землю, пока начнут разворачиваться на орешнике листья. Несмотря на то, что орешник цветет очень рано, плоды его созревают лишь через четыре месяца, в конце августа. Этим он резко отличается от других наших деревьев и кустарников, плоды которых созревают быстрее.

Ядра орехов лещины обыкновенной (так по-научному величают наш орешник) содержат свыше 60 процентов жира и около 16 процентов белка, а также крахмал, витамины А и В. По своим свойствам ореховое масло напоминает миндальное, оно используется в кондитерской, пищевой, лакокрасочной, парфюмерной промышленности, из него готовят краски для живописи. Жмых идет на выделку халвы.

Строение плода орешника сходно с желудем дуба. Там и тут — только одно семя, семядоли сильно развиты, содержат значительный запас питательных веществ, необходимых для развития проростка, а при прорастании ореха семядоли остаются в почве.

Лещина обыкновенная играет важную роль в лесном хозяйстве, ведь только в лесах государственного значения насчитывается 14 тысяч гектаров зарослей этой породы, а на площади два миллиона гектаров она образует подлесок, прежде всего в широколиственных лесах, например, в дубравах. В лесу можно встретить иногда и одиночные кусты орешника, поселившиеся вдали от своих собратьев. Виновницы их появления — белки, запасающие орехи на зиму Когда зверьки перетаскивают орехи в свои норки, то нередко теряют их, чем и способствуют расселению орешника.

Род лещины включает 20 видов, среди которых преобладают кустарники. Среди деревьев следует отметить лещину медвежью (древовидную), или медвежий орех, возвышающуюся до 25—30 метров. Это стройное растение с густой широкопирамидальной кроной, древесина которого высоко ценится в мебельном производстве, используется при отделке салонов, кают, парадных залов. Она мелкослойная, плотная, крепкая, с красивым розоватым оттенком. Постройки, возведенные из медвежьего ореха, сохраняются веками. Из-за красивой и прочной древесины растение было хищнически вырублено еще в дореволюционные времена и сохранилось лишь в труднодоступных горных ущельях Закавказья. Ныне оно занесено в Красную книгу СССР.

 

Использованы материалы из журнала "Наука жизнь" №10 1989