Достигает размеров более 2 м, веса до 70 кг; современное стадо представлено особями длиной 25 100 см и массой тела от 0.1 до 8.0 кг. От других осетровых отличается длинным, мечевидным рылом, длина которого составляет более половины длины головы. Нижняя губа прервана, усики без бахромок. Спинных жучек 9–16, боковых – 26–48, брюшных – 9–14. Между рядами жучек имеются пластинки звездчатой формы. Спинная сторона темно-серая, брюхо и низ головы белые, у молоди и некоторых взрослых рыб передняя половина рыла снизу черная.
Заходила в р. Волгу в составе озимой и яровой рас в середины апреля – конце мая и в конце июня – сентябре. В отличие от других проходных осетровых, обычно проникала на север относительно недалеко. Для нереста поднималась до г. Рыбинска и в низовья р. Камы, однако и в прошлом была на севере не столь обычна как другие осетровые (Кесслер, 1870; Берг, 1948). В конце XIX века среди осетровых была самой малочисленной в реке рыбой. В эти времена отмечались единичные экземпляры, например, близ г. Васильсурска (Кесслер, 1870; Варпаховский, 1886). Берг (1906) писал, что севрюга «представляет чрезвычайную редкость» (с. 19). Менее редкой была в Волге до Казани, где обычно отлавливалась в количестве нескольких особей ежегодно (Берг, 1906). Численность в Волге всегда была очень низкая. С другой стороны, Соколов и Цепкин (1969), основываясь на археологических данных и письменных свидетельствах, указывают на широкое распространение этого вида в волжском бассейне. Так, севрюга в XII–XIV вв. заходила в Клязьму, где ловилась в устье Нерли, встречалась в среднем течении Москвы-реки, в XVI в. ее добывали в Оке близ г. Мурома. Особенно много севрюги ловили на средней Волге жители городищ Болымеры, Именьково, Березовского, в уловах которых на долю этого вида приходилось 9.5-39.5% от всех рыб. Необходимо отметить, что в средней и верхней Волге отлавливались обычно крупные экземпляры, возможно, озимой расы (Соколов, Цепкин, 1969).
Зарегулирование стока Волги сказалось на этом виде в меньшей степени, т.к. основные нерестилища ныне располагаются в нижнем течении (Власенко и др., 1984). В настоящее время произошло резкое уменьшение численности севрюги, особенно нерестовой части популяции с 229.9 тыс. экз. в 1985-1990 гг. до 36.2 тыс. экз. в 1996-2000 гг. (Коноплева и др., 2002). В таких условиях динамика и эффективность ската сеголеток севрюги зависят от характера его сезонного распределения, направленности и степени изменения уровней и расходов воды в реке (Усова, 2002). В современных условиях эффективность естественного воспроизводства зависит главным образом от количества половозрелых рыб, пропущенных выше зоны промысла (Озерянская и др., 2002).
Достоверные данные об отловах севрюги в бассейне Суры отсутствуют, поэтому следует считать этот вид исчезнувшим или ошибочно внесенным в список видов рыб Суры, а также Мордовии.